Уже в том же году наметились тенденции к раскрытию связей между теориями психоанализа и марксизма. Так, например, на одном из заседаний Казанского объединения в 1921 году Лурия выступил с докладом, в котором рассматривал психоанализ как конкретное психологическое воплощение социологических понятий марксизма. В последующие годы появились другие аналогичные психоаналитические работы; в более поздних публикациях можно увидеть попытки защитить психоанализ перед официальной наукой. Эти работы свидетельствуют о серьезном давлении на психоанализ со стороны официальной науки. В работе 1924 года Б. Д. Фридман пытался свести скрытые мотивы идеалистической установки к нарциссической проблематике. В том же году Рейснер в своей статье отмечал значительное влияние социальных отношений на формирование либидо и вклад психоанализа в марксистскую социальную психологию. А. Р. Лурия (1924) рассматривал психоанализ как монистическую психологию в противоположность старой экспериментальной психологии, которая является «мозаичной» и поэтому идеалистической. В своих трудах Лурия старался защитить психоанализ и соединить его с официально признанной теорией И. П. Павлова («Психоанализ в свете основной тенденции и современной психологии», 1923; «Динамический момент в психоанализе», 1925; «Современная русская физиология и психоанализ», «Internationale Zeitschrift fьr Psychoanalyse», 1926, 40) . В дальнейшем в его работах все более стало преобладать влияние психологии Павлова.

В работе 1925 года А. Е. Борсиловский пытался показать пользу психоаналитического понимания ошибочных действий для криминологии. Т. А. Сидоров сделал

доклад о применении психоанализа к искусству, а Л. С. Выготский — к литературе. Фридман в своей статье (1925) подчеркивал, что психоанализ является материалистическим учением и занимается психофизической проблемой.

Постепенно критические голоса против психоанализа становились более громкими. На одном из заседаний Русского объединения в 1925 году Вульф выступил против вновь прозвучавшей критики как «возвращения старых, давно опровергнутых возражений против теории Фрейда». В статье с одноименным названием Фридман (1926) задался вопросом, противоречит ли психоанализ диалектическому материализму.

В 1927 году Лурия попросил освободить его от обязанностей секретаря объединения. Сменила его на этой должности Вера Шмид. В 1928 году Вульф ушел с поста председателя, а новым председателем объединения был избран профессор Каннабих. В 1929—1930 годах появились работы, в которых отмечался вклад Фрейда в психологию религии (Авербух 1930: «Антирелигиозная пропаганда и участие объединения»). В это время Лурия уже полностью обратился к рефлексологии Павлова. Обращает на себя внимание то, что отчеты о деятельности объединения публиковались в «Международном журнале» только до 1930 года. Тем не менее в списке членов Русского объединения в 1937 году приведены шестнадцать постоянных и пять внештатных членов.

На конгрессе в Мариенбаде в 1936 году Эрнест Джонс еще надеялся, что «возникающая в этой стране терпимость к науке» пойдет на благо психоанализа. Этой надежде не суждено было сбыться. В том же году Сталин охарактеризовал психоанализ как ненаучную идеалистическую теорию. Это привело к роспуску психоаналитических институтов и общества, а сам психоанализ был официально предан анафеме. Зигмунд Фрейд предвидел такое развитие событий. В письме Осипову в Прагу (от 23 февраля 1927 года) он писал: «Впрочем, дела у аналитиков в Советской России идут весьма скверно. Большевики с чего-то взяли, что психоанализ враждебен их системе. Им хорошо известно, что нашу науку вообще нельзя поставить на службу какой-либо партии, более того, для ее развития необходимо определенное свободомыслие. В этих условиях профессор Е. [Ермаков. — Ред.] вскоре, наверное, с меньшим рвением будет заниматься анализом, если уже его не оставил» .

Со времен сталинской чистки 1936 года официальный психоанализ в Советском Союзе уже не существует. Тем не менее несколько русских аналитиков, по всей видимости, продолжали свою работу. Свидетельством этому может служить написанная в 1941 году статья известного юмориста Зощенко. В ней он описывает анализ, которому подвергся в связи с депрессивным состоянием. Он обсуждает в ней патогенез болезни, приводит также несколько интерпретаций аналитика, не называя, однако, его фамилии. В Советском Союзе официальной считается концепция неврозов И. П. Павлова. Сам Павлов и нек

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...