Согласно Сименауэру, результаты, полученные им в психоаналитическом полевом исследовании, можно рассматривать как «часть пионерской работы», в которой не только учитывается роль культуры и воспитания в формировании Я, но и одновременно подчеркивается принципиальное сходство в построении психического аппарата и индивидуальных конфликтных ситуаций, возникающих под воздействием влечений и их производных.

В работах Ларина и Моргенталера (Parin, Morgenthaler 1963, 1971), проведенных с представителями африканских народностей догонов и агни, было показано, что психоанализ может использоваться в качестве эффективного средства исследования народов, социальная организация и индивидуальная жизнь которых относительно мало изменилась под влиянием европейской культуры. В обоих случаях основное внимание уделялось типичным формам разрешения конфликтов и исследованию преобладающих импульсов влечений, но при этом авторы не претендовали на изображение «типичного» человека. Для этого число проанализированных людей в обоих случаях было слишком незначительным, психически больные люди специально не обследовались, а число сеансов не было достаточным, чтобы проанализировать все конфликты. В обоих исследовательских проектах для верификации результатов дополнительно изучались протоколы теста Роршаха, о которых сообщается в конце настоящей статьи. Наряду с изучением специфических различий при формировании психических инстанций, которые подробно обсуждались в психоанализе на примере европейцев, благодаря выбору народностей с различной клановой организацией — патрилинейным порядком наследования у догонов и матрилинеиным принципом организации у агни — появилась принципиальная возможность оценить, насколько применимы здесь психоаналитические методы. Различались не инстинктивные побуждения как таковые, а конкретные формы развития влечений, неизбежно связанные с разнообразными превращениями и преобразованиями с точки зрения первичного приспособления к имеющимся объектам или репрезентантам объектов. Поэтому особое внимание в построении функциональных психических систем уделялось недифференцированно воспринимавшимся людям и ситуациям из раннего детства. В этом смысле «наследованию» через окружающий мир следует придавать гораздо большее значение, чем передаче диспозиций с помощью генов.

В культуре догонов, согласно Парину и Моргенталеру (Parin, Morgenthaler 1963)^ раннедетское воспитание характеризуется почти полным отсутствием фрустраций влечений. До трехлетнего возраста дети живут в «оральном раю» и могут беспрепятственно отводить то или иное возникающее интрапсихическое напряжение посредством моторных действий. Ребенка никогда не оставляют одного, кормят, когда бы он ни пожелал, и даже если за ним присматривает не мать, а другие женщины, с ним; обращаются точно так же. Во время послеобеденного отдыха мать отказывается от каких-либо сексуальных контактов. По ночам ребенок всегда находится поблизости от нее. Поэтому отношения между матерью и ребенком имеют очень сильную эмоциональную окраску, и догоны считают, что детей ни в коем случае нельзя отделять от матери, пока их кормят грудью. Таким образом, страх отделения в этой фазе не является реальным переживанием. В трехлетнем возрасте ребенка отнимают от груди, и в результате выход из ситуации дуальных отношений с матерью происходит крайне резко. Возникающая тревога, тем не менее, остается связанной с реальным объектом и в дальнейшем актуализируется в страхе разрыва отношений с женой. Позитивные привязанности сохраняются и в процессе продолжающегося созревания ребенка распределяются среди остальных членов клана. По этой причине последующее отделение от племенного сообщества оказывается необычайно эмоциональным, и нередко можно наблюдать, что догоны впадают в ступор и в глубокую депрессию, если у них нет больше возможности переживать удовлетворение потребностей вместе и с помощью соплеменников.

Приучение к опрятности не допускает анальных фиксаций. Приучают к чистоте не родители, имеющие совершенно естественную установку в отношении грязи и агрессии, а братья, сестры и другие дети, которые без всякого принуждения служат моделью для младших. В отличие от паттерна европейцев, где разделение Я и не-Я, а также Я и объекта совершается в анальной фазе, позднее отнятие от груди становится у догонов переживанием, способствующим отграничению Я (Самости).

В эдиповой фазе, предполагающей преобразование (в результате идентификации) объектных отношений ребенка в направлении либидинозного катексиса фрустри-рующего родителя того же пола, у догонов обращает на себя внимание то, что идентификации с отдельным человеком не происходит. Формы переноса, выявленные при анализе взрослых, свидетельствуют о том, что вместо катексиса отдельного человека возникала идентификация с группой. Страхи кастрации связывались исключительно с матерью, которая внезапной фрустрацией при отлучении от груди создает модель отказа в удовлетворении инцестуозных желаний в фаллической фазе ребенка. Образ матери остается окрашенным позитивными чувствами и в любой; момент может актуализироваться в общении с соплеменниками (например, во время беседы, танца, при обмене товарами). Тем не менее потеря, по-видимому, воспринимается настолько тяжело, что полной идентификации не происходит. Половая идентификация в группе товарищей одного пола и возраста преобладает над иденг. тификациями с частичными функциями матери. Это чувство принадлежности к группе подкрепляется общественными регламентациями. Конфликт с отцом тащ же разрешается благодаря процессу идентификации с общественно закрепленным*:; институтом «больших братьев». Во многих случаях «большой брат» берет на себя, заботу о материальном достатке наименее обеспеченных родственников. Беря на себя; ответственность, он одновременно получает право распоряжаться, и его приказания; должны безоговорочно выполняться.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...